Постоянные читатели

суббота, 11 февраля 2012 г.

Ошо, "Танцующий Бог"

 Я отношусь к тому роду скептиков, которые не слишком доверяют разрекламированным именам новомодных философов, и иногда, каюсь, даже врежу себе этим, пропуская все то лучшее, что есть в их творчестве. Таков парадокс нашего времени - чем больше рекламы, тем больше недоверия к ней.
  Ошо, по моему мнению, принадлежит именно к такой категории Учителей, кои пали жертвами (условно говоря) собственной популярности. При упоминании их имен интеллектуал презрительно кривится, не всегда точно зная творчество авторов даже в общих чертах. Об обывателе я вообще не говорю - он либо восхищается тотально, либо вообще ничего о них не слышал.
  Качественный текст, глубокая вдумчивая  аналитичность - да. В частности, упоминая рассматриваемую книгу "Танцующий Бог" по произведению Ницше ("Так говорил Заратустра"), можно отметить почти пофразовую трактовку. Иначе говоря, Ошо объясняет сочинение Маэстро, словно средневековый философ-схоласт - библейский текст. Работа, достойная похвал, однако вызывает двойственное чувство.
  Чтобы вникнуть в предмет, вспомним о том, кем являлся по жизни сам Заратустра. По исследованиям историков, этот основоположник зороастрийской религии, одной из первых провозгласившей дуализм (противоборство добра и зла), жил примерно в шестом столетии до нашей эры на территории Персии (иначе говоря, современного Ирана). Его священные гимны - Гаты - воспевали великое светлое божество Ахура - Мазду, противопоставляя его злобному духу Ахриману. Позже, уже в греческих легендах и воспоминаниях античных авторов Зороастр (греческая форма имени Заратустры) приобрел черты астролога, мага, чародея и мудреца, чьи труды безвозвратно утеряны. Когда в Европе появились первые переводы подлинных текстов Заратустры, ученый мир 19 столетия содрогнулся - ничего, кроме красочных восточных языческих гимнов, не было в них обнаружено. Ничего поражающего воображение или неслыханного доселе.
  Фридрих Ницше дал новую жизнь этому историческому персонажу. Его Заратустра совершенно не похож на того, которому поклонялись в Персии. Его герой - нигилист и философ, отрицающий Бога и воспевающий будущего сверхчеловека. Стихи - а его колоритный ритмизированный текст хочется назвать именно стихами - вызывают ощущение зыбкости и непознанной загадки бытия. Читая их, словно прикасаешься к великой тайне.
  Читая Ошо, я чувствую себя патологоанатомом, перед которым лежит уже вскрытый и выпотрошенный кем-то труп. Загадка исчезла, тайна раскрыта. Все просто и атеистично. Непознанного почти не осталось. Трактовка Ошо, быть может, максимально верна, но я ей не верю. Мне больше нравился Заратустра - загадка, оставленная нам веками истории и великим мистификатором Ницше.

1 коммент.: